Смоленское направление Московской железной дороги (также Белорусское и Можайское) — железнодорожные линии на запад от Москвы. Главный ход к Смоленску и далее до границы с Белоруссией (до станции Красное). Длина главного хода 490 км.
По Смоленскому направлению Московской железной дороги следуют пригородные электропоезда, а также поезда дальнего следования (в том числе направляющиеся в Минск, Брест, Вильнюс, Калининград, Варшаву, Берлин, Прагу, Братиславу, Вену, Париж, Мадрид). Главный ход административно относится к двум отделениям Московской железной дороги: Московско-Смоленскому и Смоленскому. "Москва — Смоленск" был открыт в сентябре 1870 г., "Смоленск — Брест" — в ноябре 1871 года.
Эта дорога получила название Московско-Брестской, а в честь столетнего юбилея Отечественной войны 1812 года получила название Александровская ж. д.
Сама станция была открыта в 1868 году в составе участка Витебск — Рославль, позже частично вошедшего в Смоленское направление.
В 1918 году было открыто ответвление «Дурово — Владимирский Тупик», в 1925 — «Голицыно — Звенигород», в 1927 — «Кунцево — Усово».
Электрификация началась в 1943 году напряжением 1,5 кВ (постоянный ток) с участка от Москвы до Кунцево.
Участок от Белорусского вокзала до пункта остановки Бородино (включая Усовскую и Звенигородскую ветки) оборудован высокими пассажирскими платформами. На самой станции Бородино одна платформа высокая, другая низкая. На Смоленск также имеются две высоких и одна — на участке Вязьма. Большинство платформ на "территории" "Вязьма — Красное" укороченные. Единственная высокая укороченная - есть на пункте остановки Кузнецово2.
В начале 2000-х гг. была проведена реконструкция. Платформы и станции были оформлены единообразно. Основные цвета — светло-зелёный, тёмно-зелёный, белый. Таблички на остановочных пунктах тёмно-зелёные с белыми надписями. Исключением являются здания Бородино и Гагарин, они желтого цвета.