Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского

Оцените организацию
Добавьте фото
Адрес Как добраться
140180, Жуковский, Жуковского улица, д. 1
Официальный сайт www.tsagi.ruТелефон+7 495 556-42-...+7 495 556-43-...
Координаты: 55.597246 ш., 38.111843 д.
Исправить неточность

О компании

Историческая справка
Федеральное Государственное унитарное предприятие "Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского» (ФГУП ЦАГИ), головной институт авиационной промышленности создан в соответствии с постановлением НТО ВСНХ от 1 декабря 1918 года.

Постановлением Правительства РФ от 29 марта 1994 г. № 247 ЦАГИ присвоен статус Государственного Научного Центра РФ № 1.

Основателем и первым руководителем ЦАГИ был выдающийся русский учёный и инженер, профессор Николай Егорович Жуковский, имя которого носит институт.

В положении о ЦАГИ были чётко сформулированы основные принципы деятельности института, которые остаются неизменными и в настоящее время: способствовать развитию аэро- и гидродинамики в направлении её практического использования в различных отраслях техники; способствовать отдельным учреждениям и работникам в их научных и практических исследованиях и изобретениях.

Первоначально ЦАГИ располагался в Москве. Здесь в 20-е годы усилиями С.А. Чаплыгина и А.Н. Туполева началось создание экспериментальной базы института. В рекордно короткие сроки были построены первоклассные по тем временам аэродинамические трубы и гидроканал, не имеющие аналогов в мировой практике, а также винтомоторная лаборатория и лаборатория испытаний изделий и их элементов;

В 30-е годы начался новый этап строительства экспериментальной, энергетической и производственной базы ЦАГИ под Москвой, ставшей основой современного облика института. В настоящее время институт располагается в подмосковном городе Жуковский, а в Москве, на улице Радио находится филиал – Московский комплекс ЦАГИ.

За многие годы развития института в его недрах возникали новые направления научных исследований, которые затем выделялись в самостоятельные институты, такие как Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ), Лётно-исследовательский институт (ЛИИ), Всесоюзный институт авиационных материалов (ВИАМ), Сибирский научно-исследовательский институт авиации (СибНИИА) и другие.

Направления деятельности

В ЦАГИ создан ряд научных школ, руководимых крупными учёными, многие из которых в процессе работы в ЦАГИ стали действительными членами Академии наук. Среди них такие известные учёные, как С.А. Чаплыгин, М.А. Лаврентьев, Л.И. Седов, Н.Е. Кочин, А.И. Некрасов, С.А. Христианович, М.В. Келдыш, А.А. Дородницин, А.И. Макаревский, Л.С. Лейбензон, В.В. Струминский, Г.П. Свищев, Г.С. Бюшгенс. В ЦАГИ работают 3900 сотрудников, из них: 1 академик РАН, 4 члена-корреспондента РАН, 107 докторов науки и 404 кандидата наук

В деятельности ЦАГИ сочетаются фундаментальный научный поиск, определение перспектив развития всех видов летательных аппаратов, прикладные исследования совместно с опытно-конструкторским бюро (ОКБ) по созданию конкретных образцов авиационной, ракетной и космической техники.

Основными направлениями деятельности ЦАГИ являются:
- формирование облика и выбор основных параметров летательных аппаратов, проектирование аэродинамической конфигурации, комплексные исследования в аэродинамических трубах;

- исследования конструкций, оптимизация параметров при ограничениях по прочности, аэроупругости и ресурсу, разработка программного обеспечения и расчёт на прочность авиационных материалов.

- статические испытания на прочность конструкций летательных аппаратов и их элементов при тепловых воздействиях, расчётные и экспериментальные исследования явлений аэроупругости и динамической устойчивости конструкции;

- разработка структуры систем управления летательных аппаратов и создание современных цифровых бортовых систем автоматического управления;

- разработка уникальных экспериментальных стендов в области аэродинамики, аэротермодинамики, динамики полёта и прочности.

Уникальная экспериментальная база включает в себя: комплекс аэродинамических труб и газодинамических установок: дозвуковых, трансзвуковых, сверхзвуковых и гиперзвуковых скоростей потока; комплекс подвижных и неподвижных пилотажных стендов и стендов систем управления; комплекс стендов статической и динамической прочности, выносливости, аэроупругости, тепловой и акустической прочности натурных конструкций летательных аппаратов и их элементов; комплекс стендов для исследования воздухозаборников и реактивных сопл; комплекс стендов авиационной акустики; комплекс гидродинамических стендов.

Экспериментальная база ЦАГИ отвечает самым высоким требованиям учёных, по многим показателям и характеристикам она превосходит аналогичные моделирующие установки США и европейских стран.

Сосредоточие этой базы в одном научном центре — ЦАГИ, где одновременно проводятся фундаментальные и промышленные исследования, позволило обеспечить прогресс отечественной авиации при минимальных капитальных затратах на создание экспериментальной базы и её эксплуатацию.

Области исследований
Комплексное решение научных и прикладных проблем в ЦАГИ позволило создать обширный банк теоретических и экспериментальных данных и использовать его как национальное достояние в интересах всех опытно-конструкторских бюро по авиационной, ракетной и аэрокосмической технике.

На основе фундаментальных исследований ЦАГИ формируются рекомендации по аэродинамической компоновке, системам управления, прочности и ресурсу конструкций, аэроакустике для конкретных летательных аппаратов.

Кроме творческого участия в формировании облика летательного аппарата, ЦАГИ осуществляет государственную экспертизу всех летательных аппаратов, разрабатываемых в ОКБ, и на заключительной стадии работ перед первым вылетом даёт окончательное заключение о возможности и безопасности первого полёта.

ЦАГИ отвечает за формирование государственных программ развития авиационной техники, участвует в создании норм лётной годности и других регламентирующих государственных документов.

В интересах народного хозяйства Российской Федерации научнотехническая деятельность ЦАГИ включает: разработку технологий двойного применения; исследования по применению криогенного топлива в авиации, использованию в качестве топлива сжиженного газа; исследования аэроупругой устойчивости и частоты колебаний высотных и протяжённых строительных сооружений при воздействии ветра (памятники, башни, высотные здания, мосты и др.); исследования прочности и долговечности магистральных газопроводов; внедрение композиционных материалов в конструкции автомобильного и железнодорожного транспорта.

В последние годы учёными ЦАГИ проведена большая работа по обобщению многолетних фундаментальных и прикладных исследований, имеющих большое научное значение. Опубликованы десятки монографий, в которых участвовали многие учёные института.

Международное сотрудничество и кооперация
Высокий научно-технический потенциал специалистов и уникальная экспериментальная база позволили ЦАГИ успешно сотрудничать более чем с 50 ведущими зарубежными аэрокосмическими фирмами и научными центрами американского континента, Европы и Азии. Среди партнёров ЦАГИ такие компании, как Boeing, Lockheed Martin, General Electric, Embraer, EADS, CNES, Airbus, Snecma, Dassault Aviation, BAE Systems, Alenia Aeronautica, Agusta Westland, Thales, KARI, HAL, ADA, ведущие мировые научно-исследовательские центры — NASA, ONERA, DLR, NLR, CIRA, CAE, CARDC, NAL, KIST, а также традиционные партнёры из стран СНГ.

За последние 15 лет ЦАГИ выполнил более 500 контрактов и грантов с зарубежными фирмами и научноисследовательскими центрами в области авиационных и аэрокосмических исследований и разработок.

Одним из перспективных направлений в области международного сотрудничества является участие ЦАГИ в проектах Рамочных программ Европейского сообщества, связанных с разработкой новых летательных аппаратов, повышением безопасности полётов, снижением воздействия на окружающую среду. ЦАГИ намерен существенно увеличить свой вклад в Европейские исследовательские программы, как партнёр в Седьмой Рамочной программе 2007-2012 гг., и в программы, напрямую финансируемые Евросоюзом, например, SESAR.
ЦАГИ регулярно участвует в международных авиакосмических салонах Paris Air Show (Франция), Farnborough International (Великобритания), ILA (Германия), Airshow China (Китай), Aero India (Индия), МАКС (Россия) и др., а также в специализированных выставках, конференциях и симпозиумах.

Награды
На протяжении своего 90-летнего существования за большой вклад в развитие авиационнокосмической науки и техники ЦАГИ был награждён: в 1926 году – орденом Трудового Красного Знамени, в 1933 году – орденом Красного Знамени, в 1945 году – орденом Ленина, в 1968 году Почётной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР, в 1971 году – орденом Октябрьской Революции, в 1998 году объявлена Благодарность Президента РФ.
ЦАГИ — Государственный научный центр Российской Федерации №1 — уверенно смотрит в будущее и готовится достойно встретить своё 90-летие 1 декабря 2008 года.